Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев пересматривает бюджетные проектировки на фоне замедления отечественной экономики. Фото РИА Новости
Угроза экономического кризиса заставляет правительство сокращать расходы по государственным программам, на которые сегодня уходит более половины всех бюджетных расходов. Только в этом году из 14 трлн руб. всех федеральных расходов 8 трлн планировалось потратить на госпрограммы – такие как «Новое качество жизни», «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Обеспечение национальной безопасности», «Эффективное государство» и др. Под пересмотр может попасть буквально каждая программа, предупредил вчера глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Страшное слово «секвестр» министр политкорректно не употреблял. Но и без этого ясно, что речь идет о затягивании поясов и общей ревизии госрасходов.
Правительство может изменить финансирование госпрограмм, сообщил вчера министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев на форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. «Нельзя исключить ни одну из программ», – предупредил Улюкаев, которого цитирует агентство «Прайм».
По словам министра, предстоящая ревизия госпрограмм никак не связана с экономическими санкциями против России. Речь идет о пересмотре приоритетов самих программ, координации и механизмах их реализации. Примечательно, что в правительстве и парламенте складывается определенная коалиция сил, прямо заинтересованных в ревизии бюджетного финансирования государственных программ. В эту коалицию входят Минфин, часть Госдумы, а также Счетная палата (СП) . Депутаты, в частности, заинтересованы в том, чтобы получить возможность влиять на состав мероприятий той или иной госпрограммы. Уже в начале июня Госдума может утвердить право предварительного парламентского контроля при рассмотрении проектов госпрограмм. Такое право депутатов может стать частью положений Закона «О парламентском контроле». В поддержку ревизии финансирования госпрограмм в Госдуме ожидается выступление министра финансов Антона Силуанова, главы СП Татьяны Голиковой и главы Минэкономразвития Улюкаева.
С критикой нынешней практики финансирования госпрограмм уже не раз выступала, в частности, председатель СП. Так, еще в декабре прошлого года глава СП указывала, что при переходе к программной структуре госбюджета остается нерешенной проблема оценки эффективности и координации программ. Особенно ярко произвол бюджетных трат отражается при крупном капитальном строительстве. «Параметры проектов существенно меняются, часто без должных обоснований, и в итоге реализуется совсем другой инвестиционный проект. Это влечет за собой существенное увеличение сроков и стоимости строительства. Подобные решения органов исполнительной власти сводят на нет эффект от бюджетных инвестиций», – объясняла Голикова (см. «НГ» от 20.12.13). В связи с этим СП настаивает на сохранении права контроля крупных инфраструктурных проектов общегосударственного значения – причем не только на стадии утверждения, но и на стадии реализации.
Госдума готова взять финансирование госпрограмм
под особый контроль. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
«Существующие у нас госпрограммы во многом носят формальный характер, и они по-прежнему соответствуют традиционной функциональной классификации бюджета. Соответственно до настоящих целевых программ им еще далеко», – напоминает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «Наступают непростые времена, когда реальное состояние экономики сильно отличается от официальных прогнозов. Поэтому необходимо пересматривать и все программы расходов, для которых теперь недостаточно ресурсов», – объясняет эксперт. Урезание расходов по госпрограммам вероятно даже в том случае, если бюджет 2014 года будет исполнен с профицитом.
Напомним, что в конце прошлой недели Минэкономразвития объявило, что ожидает исполнения федерального бюджета в 2014 году с профицитом в размере 0,5% ВВП.
«Нынешнее относительное благополучие бюджета не должно вводить в заблуждение. Источники профицита бюджета-2014 сегодня понятны – это более высокий курс доллара, чем было заложено в расчетах, а также сверхплановая инфляция, которая составит не 5%, как ожидалось, а все 8–9% в год. В связи с этим бюджет получит больше рублей и может быть сведен с профицитом. Но этот факт не отменяет будущих бюджетных проблем, которые связаны с замедлением экономики в те три года, для которых сегодня планируются расходы на госпрограммы», – объясняет Николаев.
Темпы роста экономики и темпы роста бюджетных доходов будут в России значительно ниже среднемировых показателей, признает правительство. «Экономический рост в странах СНГ и Таможенного союза будет в ближайшие годы отставать от мировой динамики. Наряду с торможением роста российской экономики негативную роль сыграет спад в экономике Украины в 2014 году, который оценивается в 3–5% ВВП. Риски новой волны девальвации и низких темпов роста есть и в экономике Белоруссии», – говорится в материалах Минэкономразвития. При этом относительно высокие темпы роста – около 6% – в этот период может продемонстрировать экономика Казахстана. «Только в 2016–2017 годах по мере повышения темпов роста российской экономики и преодоления кризисных процессов в украинской экономике появятся условия для ускорения роста в странах СНГ», – сообщают в ведомстве Улюкаева.
В базовом варианте прогноза рост ВВП России в 2015 году составит 2%, в 2016-м – 2,5%, а в 2017 году – 3,3%. При этом рост мировой экономики в 2014 году, по прогнозу Минэкономразвития, составит 3,6% а в 2015–2017 годах увеличится до 4% в год.
Программная структура расходов бюджета | |||
| 2014 год | 2015 год | 2016 год |
Расходы федерального бюджета*, всего | 13 847 | 14 855 | 15 629 |
Из них расходы на госпрограммы РФ, всего | 8029 | 8278 | 8612 |
Новое качество жизни (12 программ) | 3400 | 3395 | 3459 |
Инновационное развитие и модернизация экономики (17 программ)** |
2137 |
2260 |
2416 |
Обеспечение национальной безопасности (1 программа)** |
7 |
5 |
3 |
Сбалансированное региональное развитие (5 программ) |
678 |
697 |
767 |
Эффективное государство (5 программ) | 1152 | 1237 | 1282 |
Закрытая часть госпрограмм | 656 | 684 | 687 |
Расходы на непрограммную деятельность | 5818 | 6577 | 7018 |
*В млрд руб. **Без закрытой части. Источник: Минфин РФ |